Сергиев-Посадская матрешка

После того, как появились первые русские матрешки в подмосковном Абрамцево, многие мастера-игрушечники, увидев их, загорелись желанием повторить эту забавную игрушку. Конечно, главная сложность была в освоении приемов вытачивания деревянных форм-заготовок , а уж роспись была делом привычным. Сначала матрешки появились в подмосковном Сергиевом Посаде, известном центре изготовления деревянных игрушек и сувениров. Именно здесь находился мощный центр русского игрушечного промысла с его традициями и с его "кадровым потенциалом". Поэтому именно отсюда матрешка начала свое массовое шествие в мир. Выработанный стиль Посадской матрешки определили ее популярность во всем мире. Для Сергиев-Посадской матрешки характерно разнообразие сюжетов - поскольку первая матрешка изображала семью, то последующие сюжеты матрешек зачастую изображали людей различных сословий и занятий, а также исторических и литературных персонажей. Это уже после стали рисовать матрешки, в которых рисунок всех куколок набора был одинаков, с богатым орнаментальным украшением, как мы привыкли видеть в наше время.

Выжженная посадская матрешка Выжженная посадская матрешка

В начале 20 века Сергиев-посадская матрешка (впрочем, других тогда еще не было) стала набирать известность и популярность не только в России, но и за рубежом, во многом благодаря показам матрешек на международных выставках. Тогда возникла мода на все русское и русские кустари получали большие заказа на изготовление матрешек. Со временем кустари объединились в артель, что решило вопросы сбыта товара. А товара требовалось все больше и для повышение производительности рисунок матрешки стали упрощать. Упрощали, упрощали и доупрощались до такой простой формы, что уже стало невозможным отличить матрешки, изготовленные и расписанные одним мастером от другого. Выродился особый стиль матрешки - Загорская.

Загорская фабричная матрешка Загорская фабричная матрешка

В 1930 году город Сергиев Посад был переименован из религиозного уклона в революционный - городу было присвоено имя революционера и партийного деятеля Владимира Михайловича Загорского (настоящее имя Вольф Михелевич Лубоцкий), убитого членами анархистской группировки в 1919 году. К стилю Загорской матрешки революционер не имел никакого отношения, просто после объединения всех кустарных артелей Сергиев-Посада в одну большую единую артель под названием «Сергиевская кустарная промышленная артель» в 1929 году, которая, впрочем, в 1930 году понятным образом была переименована в «Загорскую кустарную промышленную артель».

При централизации артелей кустарей естественным образом стал растворяться индивидуальный стиль изготавливаемых игрушек, в том числе и матрешек. Кроме того требовалось удешевление и упрощение производства, поэтому Загорская матрешка стала немного простоватой, хотя более близкой к самой первой русской матрешке, Было разработано много видов матрешек, названных Настями, Маринами, Катями, но все они были (да и до сих пор есть!), как говорится, на одно лицо - и лица одинаковые, и графическое исполнение матрешек разного, как теперь говорят, дизайна тоже идентичные. Одно спасает эти фабричные матрешки - это то, что каждая матрешка набора расписана разными красками, это придает матрешке некоторую живость. Загорская артель имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1960 году была организована в «Загорскую фабрика игрушек №1». Просуществовав в таком виде более 30 лет фабрика была приватизирована в 1992 году, на сегодня у нее полное название ЗАО "Художественные изделия и игрушки". Изменение формы собственности фабрики никак не повлияло на изменение или улучшение ассортимента, бедная матрешка так и осталась Загорской, не смотря на то, что 23 сентября 1991 года городу вернули историческое имя Сергиев Посад.

Матрешка Руслан и Людмила Матрешка Руслан и Людмила

Но все не так уж печально, потому что возродились Сергиев-Посадская матрешка, та, которая была в старые добрые времена начала 20 века. Более того, Сергиев-Посадская матрешка получила бурное развитие, подпитанное небывалым спросом на русскую игрушку матрешку со стороны иностранцев, повалившим в Россию после падения железного занавеса. Сколько высокохудожественных матрешек было вывезено тогда из России! В начале 90-х я знал одного старого американца, торговавшем пушниной и приезжавшего в СССР, а потом и в Россию на пушные аукционы 4 раза в году и всякий раз отправлявшем в свой Нью-Йорк помногу 10, 15, 20, 25 местных матрешек с великолепной росписью. Что он с ними делал - неизвестно, говорил, что коллекционирует.

Сергиев Посад достаточно большой город, в нем проживает больше 100 тыс человек, очень много людей профессионально занимаются росписью матрешек, и каждый художник имеет свой стиль, свою манеру росписи. Конечно, многие рисуют матрешки для массовой продажи, тут трудно говорить о художественном уровне матрешек, но существует целый слой любительских и профессиональных художников, создающих настоящие произведения искусства.

Другой характерной особенностью матрешки из Сергиев-Посада было то, что контуры рисунка не рисовались, а выжигались горячей иглой. Со временем эта техника развилась и стала такой яркой, что выжженные матрешки не раскрашивались и не покрывались лаком, а только иногда украшались "золотом".